Маркировка — это система прослеживаемости товара от производителя до конечного потребителя в процессе реализации. Для этого используют Data Matrix — матричный двумерный код, где зашифрована информация о продукте: название предприятия-изготовителя, место, дата и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Маркировка снижает распространение контрафакта и фальсификата. Коды печатают и размещают либо на товарной этикетке, либо на упаковке. Сейчас маркируют более 20 товарных групп. Среди них: пиво и слабоалкогольные напитки, одежда и обувь, молочная продукция и вода, корма для животных и ветеринарные препараты, БАДы и антисептики. Соблюдать правила маркировки должны производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы. За нарушения штрафуют — нельзя продавать, перевозить и хранить изделия без кодов маркировки.
Пиво и слабоалкогольные напитки. Постановление Правительства от 30 ноября 2022 года № 2173 регулирует деятельность всех участников рынка: производителей, импортеров и розничных продавцов, а также в нем указаны правила и этапы маркировки пива. С 1 марта 2025 стартует разрешительный режим при продаже на кассе в офлайн режиме. Это проверка по кодам, запрещенным по решению органа власти. База данных общая для всех участников. С этой же даты участники обязаны выводить товар из оборота по причинам, не связанным с розничными продажами.
Растительные масла. С 1 сентября 2024 года действует обязательная маркировка растительных масел — постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 676.
Производители и импортеры должны маркировать:
с 1 октября 2024 года — пищевые растительные масла и масложировую продукцию, упакованную в стеклянную или полимерные потребительские упаковки;
с 1 февраля 2025 года — пищевые растительные масла и масложировую продукцию, упакованную в иные виды потребительских упаковок.
Розница подключается к процессу маркировки с 1 ноября 2025 — передает сведения о выводе товара из оборота при продаже с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).
Безалкогольные напитки. С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 887 по обязательной маркировке отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе соков, морсов, квасов, энергетиков и напитков на растительном сырье. С этой даты маркировка безалкогольных напитков становится обязательной. Маркировка безалкогольных напитков вводится в три этапа, сроки зависят от вида упаковки.
С 5 ноября 2024 все участники оборота должны использовать ЭДО и передавать сведения в Честный знак в объемно-сортовом учете. С этой даты при продаже нужно сканировать на онлайн-кассе все безалкогольные напитки, кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, упакованные в стеклянную и полимерную упаковки, а также в алюминиевую и полимерную банки.
С 5 февраля 2025 стартует режим онлайн-проверки для безалкогольных напитков.
1 марта 2025 — на кассе сканируют соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье в стеклянной и полимерной упаковке, а также в алюминиевых и полимерных банках. Эти же продукты нужно выводить из оборота по причинам, не связанным с реализацией.
Консервы. С 1 сентября 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 677 об обязательной маркировке консервированных продуктов. С этой даты маркировка становится обязательной.
1 марта 2025 — производители и импортеры мясных, грибных, фруктовых и плодоовощных консервов наносят коды маркировки на товар и вводят товар в оборот. Если консервы произвели или ввезли в страну до 1 марта 2025, то продавать их без кодов маркировки можно до окончания срока годности.С этой же даты стартует обязательная маркировка рыбных, мясных, плодоовощных, грибных, ягодных и фруктовых консервов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Упакованная питьевая вода. Требования к маркировке воды содержатся в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.
1 марта 2025 года — стартует поэкземплярный учет маркированной воды. С этого момента участники оборота будут передавать в систему сведения о каждой единице товара с цифровым кодом.
Икра. С 1 мая 2024 года маркировка красной и черной икры обязательна. Производители и импортеры должны наносить на упаковки маркировочные коды и отправлять информацию об обороте в Честный знак. Правила прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.11.2023 № 2028.
1 апреля 2025 — стартует объемно-сортовой учет с внедрением ЭДО.С этого же времени нужно выводить товар из оборота на кассе.
С 1 октября 2025 года Честный знак будет сверять объем, который производитель или импортер ввели в оборот, с объемом, указанным в ВСД для Меркурия. Допустимое расхождение — не более 2%.
Безалкогольное пиво. В постановлении Правительства РФ от 27.05.2024 № 678 прописаны требования по маркировке безалкогольного пива.
1 апреля 2025 — все участники оборота подают сведения о выводе из оборота при розничной продаже, включая сведения о частичном выбытии безалкогольного пива, упакованного в кеги, при его реализации в розлив.
1 октября 2025 — запрещен оборот немаркированного безалкогольного пива, если оно произведено или ввезено в Россию до 1 октября 2024 года. Исключение составляют напитки со сроком годности свыше 365 дней. Такое пиво можно продавать до окончания срока годности.
Молочная продукция. Маркировка сливок, молока, мороженого и сыра началась еще в 2021 году. В 2024 году маркировка стала обязательной для фермеров.
С 1 сентября 2024 года начался эксперимент по переходу молочных товаров на партионный учет. Регулирует постановление Правительства РФ от 31.08.2024 № 1205.
Суть партионного учета в том, чтобы привязывать код каждой единицы товара к определенной партии. Эксперимент продлится до 1 июня 2025 года. Вводить ли партионный учет, решат по результатам эксперимента.
БАДы. Правительство расширило список биологически активных добавок, которые необходимо маркировать в системе Честный знак. Новые сроки указаны в постановлении № 1680 от 30.11.2024.
1 марта 2025 — старт обязательной маркировки для нового перечня БАДов. Производители и импортеры подают сведения о нанесении и вводе товаров в оборот.
1 сентября 2025 — стартует поэкземплярный учет.
Слабый алкоголь. Период проведения эксперимента: 1 июля 2024 — 31 августа 2025. Сейчас маркируют пиво и слабоалкогольные напитки. В рамках эксперимента к маркированной продукции добавили слабый алкоголь крепостью до 9% включительно — указано в постановлении правительства от 06.05.2024 № 585.
Сладости и кондитерские изделия. С 1 марта по 31 августа 2025г на территории Российской Федерации проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку.
Главный специалист-эксперт Ефремовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области Харламова Елена Юрьевна