Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года. В ней обозначены основные вызовы и угрозы экологической безопасности, определены цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в данной сфере.
Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
— принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
— формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
— лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
— нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
— внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
— государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
— создание системы экологического аудита;
— стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
— создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
— обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды». Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон “Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации. Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, в статье 18 говориться, что: “Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…». Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон “О животном мире» и др. Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах.
Общие законопроекты
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
2. Федеральный закон от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
3. Федеральный закон от 09.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»
Законы по экологической безопасности
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Федеральный закон от 05.06.1996 N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»
4. Федеральный закон от 25.11.1994 N 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»
5. Федеральный закон от 19.07.97 N109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
7. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблениях
Законы по природным ресурсам
1. Федеральный закон от 04.09.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
2. Водный кодекс Российской Федерации
3. Земельный кодекс Российской Федерации
4. Лесной кодекс Российской Федерации
5. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»
6. Федеральный закон от 24.04.1995 N52-ФЗ «О животном мире» и др.
Блок законов по радиационной безопасности населения
1. Федеральный закон от 21.11.1995 N170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
3. Федеральный закон от 03.04.1996 N 29-ФЗ «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов»
4. Федеральный закон от 10.07.2001 N92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационнозагрязненных участков территории»
Информирование населения об экологическом просвещении
Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина “на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11). В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии. Муниципальные общедоступные библиотеки, в соответствии с положениями ФЗ “Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды: — осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности; — распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:
• разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;
• организацию и проведение экологических и природоохранных акций;
• воспитание экологической культуры;
• формирование экологической культуры;
• методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению;
Проблемы экологии выходят в современном мире на первый план, поскольку касаются всех и каждого. Не секрет, что результатом бездумного отношения человека к окружающей среде стали необратимые нарушения экологической обстановки во всем мире. Катастрофическое исчезновение растений и животных, нарушение водного и воздушного баланса на планете – это результат не только роста объема выбросов вредных производств, загрязнения поверхностных вод и т.д., но и полного отсутствия элементарных знаний природных процессов. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не может происходить на абстрактном уровне и даётся человеку через личный опыт и практическую деятельность.
Экологическая ситуация
В целом экологическая ситуация в сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Для решения проблем по благоустройству населенных сельского поселения необходимо использовать программно-целевой метод. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Деятельность по экологическому просвещению
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам сельского поселения, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводятся месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории, посадке деревьев и цветов.
На сайте администрации муниципального образования Куркинский район во вкладке экология и стендах размещается информация о введении карантинных периодах, введения пожароопасных и ЧС положениях, а также информация о проводимых мероприятиях.
Содержание экологической информации |
Форма размещения экологической информации |
Информация о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп, включая: наименование пункта приема; адрес пункта приема |
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Куркинский район
|
Сведения об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства |
Документированная информация, содержащаяся в государственном охотхозяйственном реестре и относящаяся к общедоступной информации, размещена на официальном сайте Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области https://ekolog.tularegion.ru/ |
Сведения о проведении общественных обсуждений, направленных на информирование граждан и юридических лиц о планируемой (намечаемой) хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, включая: форму проведения общественных обсуждений; даты, времени и места проведения общественных обсуждений; наименования и места размещения объекта общественного обсуждения |
Порядок проведения общественных обсуждений по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории муниципального образования «Рамешковский район» Тверской области утвержден постановлением Администрации Рамешковского района от 08.04.2019 г. № 79
|
Информация о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, размещаемая на официальном сайте органа местного самоуправления (для городских лесов) включая: схему распределения лесов по преобладающим породам и группам возраста; схему распределения лесов в границах особо охраняемых природных территорий; схему распределения лесов, в которых ограничено пребывание граждан; схему распределения лесных участков, планируемых к предоставлению в пользование в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации |
Документированная информация, относящаяся к общедоступной информации, размещена на официальном сайте Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области https://ekolog.tularegion.ru/documents/?SECTION=42337 |
На территории Куркинского района расположено 2 городских леса общей площадью 377 401 кв.м.:
- земельный участок с кадастровым №71:13:020101:350 расположенный по адресу: Тульская область, Куркинский район, Грибоедовская волость, территория Бегичевского леса, п. Грибоедово, ул. Лесная площадью 325000кв.м.;
- земельный участок с кадастровым №71:13:020407:622 расположенный по адресу: Тульская область, Куркинский район, п. Куркино, ул. Парковая, площадью 52 401 кв.м.
Основными лесообразующими породами являются: клен, береза. Изредка встречается липа. В подлеске произрастают кустарники: тёрн, ивы. Леса довольно разнообразные по структуре и участию пород в составе лесной формации.
Лесной фонд представлен в основном молодняками и средневозрастными насаждениями. Леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции.
Леса зеленых зон, обладая прекрасными санитарно-гигиеническими , оздоровительными и эстетическими свойствами, являются «легкими» населенных пунктов, оказывая положительное влияние на их экологическую среду и прекрасным местом массового и индивидуального отдыха в пределах живописных лесных природных ландшафтов.
Леса богаты пищевыми ресурсами- ягодами, грибами и лекарственным сырьем. Давая обобщенную оценку лесного потенциала поселения можно сделать вывод, что лес является важным фактором, обеспечивающим стабилизацию окружающей среды, оказывающим положительное влияние на состояние здоровья и работоспособность населения.